Как показывает анализ мирового опыта, в странах с развитой рыночной экономикой государственное регулирование внешнеэкономической деятельности занимает особое место, которое направлено на эффективную реализацию экспортного потенциала.

Поддержка экспорта за рубежом представляет собой систему взаимодействующих между собой правительственных и неправительственных институтов, к числу которых относятся профильные министерства, ведомства, специализированные агентства, экспертные центры, финансовые структуры и дипломатические миссии.

Меры государственной поддержки, применяемые за рубежом, включают различные организацион­ные и финансовые механизмы.

В России на сегодняшний день стройной системы поддержки экспорта в сфере АПК пока нет, применяются в основном разрозненные инструменты финансового и нефинансового характера. Следует отметить активизацию работы в данном вопросе со стороны органов государственного управления.

В 2016 г. Минсельхоз России разработал приоритетный проект «Экспорт продукции АПК», мероприятия которого включены в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы.

Для работы с экспортёрами по принципу «единого окна» создан АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ). Группа РЭЦ – государственный институт поддержки экспорта в области финансовых и нефинансовых мер поддержки, в том числе через взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами, осуществляющими функции по развитию внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. С 2016 г. в состав Группы РЭЦ вошли АО «Российский экспортный центр», Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и АО РОСЭКСИМБАНК.

Основные задачи РЭЦ

● участие в реализации государственной политики в области поддержки экспорта;

● обеспечение доступа экспортёров ко всем видам финансовой и нефинансовой поддержки;

● повышение информированности бизнеса о мерах поддержки экспорта;

● реализация образовательных программ для экспортёров;

● сопровождение запросов экспортёров при работе с профильными ведомствами;

● координация деятельности торговых представительств Российской Федерации за рубежом в части поддержки экспортных проектов.

С 2012 г. действует Дорожная карта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», которая представляет собой комплекс мероприятий, направленных на формирование благоприятного делового климата в Российской Федерации, увеличение числа организаций – экспортёров, наращивание объёмов российского несырьевого экспорта.

Исходя из вышесказанного, одной из главных задач государственной стратегии на ближайшие годы должно стать повышение доли несырьевого экспорта, в том числе и в аграрном сек- торе. При этом речь идёт именно о продуктах пере- работки АПК с высокой добавленной стоимостью, таких как мука и крупы. В то же время остаётся круг проблем, с которыми сталкиваются предприятия, экспортирующие муку. Прежде всего, это связано с оформлением документов, необходимых для поставки продукции на экспорт; с получением необходимых разрешений в стране, в которую осуществляется экспорт, а также ряд вопросов, связанных с оценкой контр- агентов и привлечением дополнительного финансирования.

Развитие экспорта муки не находит должной поддержки со стороны государственных органов, которые в основном уделяют внимание экспорту зерновых культур.

Например, даже в случае оказания гуманитарной помощи (например, Сирии), Российская Федерация предпочитает осуществлять поставки зерна, а не мукомольно-крупяной продукции.

По мере разработки тематики в «Дорожную карту» вносят новые мероприятия. Появились финансовые инструменты для поддержки экспорта, которые включают кредитование с субсидирован- ной процентной ставкой и получение государственных гарантий. В 2016 г. программа была немного скорректирована. Теперь акцент сделан на финансирование иностранных покупателей в рамках заключаемых экспортных контрактов, т.е. речь идёт о кредитовании импортёра российской продукции или банка этого импортёра.

Несколько лет тому назад также был внедрён механизм страховой поддержки экспорта, который включал страхование кредита поставщика и покупателя, страхование рисков по аккредитиву и комплексное страхование экспортных кредитов. Но как показывает практика, внедряемые меры, направленные на стимулирование экспорта в целом, пока не оказывают серьёзного влияния на рост объёмов экспортируемой муки. Существующая система государственной поддержки экспортёров работает малоэффективно.

Нормально функционирует только механизм предоставления экс- портных государственных гарантий и субсидирование процентной ставки по экспортным кредитам. Но и эти инструменты недостаточно востребованы и используются в основном крупными игроками экс- портного рынка. На сегодняшний день у предприятий есть общее представление о том, что существуют торговые представительства, профильное министерство, курирующее деятельность торгпредств, Российский экспортный центр, который объединяет меры финансовой и нефинансовой поддержки, но нет чёт- кого представления, как правильно применить весь этот набор инструментов. Получается, что пред- приятия во многом ориентируются только на себя, и дело не только в слабой информированности бизнеса. По этой причине многие инициативы просто не находят практического применения. Органам государственного управления и экспортёрам необходимо наладить диалог, который сегодня практически отсутствует или малоэффективен.

Органы власти, призванные содействовать экспорту российской продукции, должны более активно информировать о мерах и инструментах, которые могут использовать предприятия в своей экспортной деятельности. Все меры, направленные на поддержку экс- порта, на практике должны применяться в комплексе.

Если сравнить государственную поддержку, осуществляемую в России, с европейскими странами, то Россия существенно отстаёт от них по объёмам финансирования. При этом характерно, что около 80% субсидирования ставок по экспортным кредитам приходится на пред- приятия Центрального федерального округа. В других регионах этот инструмент практически не доступен. Причём, поскольку ресурсы для финансовой поддержки в виде льготных кредитов ограничены и, очевидно, будут доступны далеко не всем, стоит обратить внимание и на другие меры стимулирования, например, на выставочную деятельность и поддержку со стороны торгпредств.

Также необходим комплекс мер по поддержке предприятий непосредственно на внешних рынках, поскольку не у каждой компании есть возможность, в том числе и финансовая, содержать штат специалистов во внешнеэкономической сфере, участвовать в бизнес-миссиях или межправительственных комиссиях, которые проходят за рубежом. Кроме того, необходимо проводить мероприятия по либерализации внешнеэкономического законодательства, упрощению таможенного оформления, а также по минимизации налоговых издержек, в частности, по возмещению НДС.

Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий полностью поддерживает инициативы, направленные на развитие несырьевого экспорта. Со своей стороны Союз на протяжении длительного периода времени обращался в государственные органы, в том числе и в Министерство сельского хозяйства РФ, акцентируя внимание на том, что существующий производственный задел в мукомольной отрасли позволяет организовать и еже- годно наращивать экспорт муки.

При этом, помимо технического потенциала, существуют и иные предпосылки, позволяющие успешно осуществлять этот вид деятельности. В частности, гармонизации нормативной базы иностранных государств с техническими регламентами стран Евразийского экономического сообщества при экспорте муки не требуется, так как соответствующие отечественные регламенты более жёсткие, чем в государствах – потенциальных импортёрах.

Все индустриальные мукомольно-крупяные предприятия прошли сертификацию менеджмента качества по ИСО 9001–2008, на многих из них внедрена система обеспечения безопасности производимой продукции ХАССП – концепции, предусматривающей систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции.

Это позволяет российским мукомольно-крупяным предприятиям обеспечить поставку потребителям, в том числе и зарубежным, безопасной и высококачественной продукции, полностью соответствующей международным требованиям. Индустриальное мукомолье России располагает большим запасом производственных мощностей. Внутренний рынок позволяет загрузить мощности менее, чем на 50%, поэтому предприятиям необходимо искать пути выхода на внешние рынки, где российские товары будут конкурентоспособны как по цене, так и по качеству. Понятно, что проще всего на внешние рынки выходить крупным корпорациям, имеющим устойчивые отношения с зарубежными партнёрами или же тем предприятиям, которые имеют иностранных акционеров или являются дочерними предприятиями зарубежных концернов. Сегодня покупать российскую муку готовы страны Африки, Юго-Восточной и Средней Азии.

Однако нишу по продаже продуктов переработки зерна в бывшие союзные республики сегодня занял Казахстан, прежде всего из‑за более выгодной логистики. Есть серьёзные основания полагать, что свободные места на рынках дальнего зарубежья, которые пока свободны, могут достаться Турции, которая, кстати, претендует на позицию основного поставщика муки и на индонезийский рынок, куда только что начали выходить предприниматели Алтая.

По нашему мнению, экспорт зерна вполне можно было бы частично заменить экспортом муки. Для кардинального изменения ситуации с экспортом муки необходимо осуществлять государственную поддержку данного направления на всех уровнях. И в качестве первого шага включить мукомольную и крупяную продукцию в перечень продукции с высокой степенью переработки. На сегодняшний день, под влиянием сложившейся экономической и политической конъюнктуры, рост экспорта мукомольно-крупяной продукции без применения государством системных мер поддержки невозможен.